Аяхуаска

Аяхуаска Лиана   Аяхуаска Цветок

Семейство Мальпигиевые.

Используемые части: древесина.

Ботаническое описание. Старое название Банистериопсис Каапи (Spruce ex Griseb.). "Банистериа каапи" (Banisteria caapi) – это огромная лиана в природе достигающая более 50 метров. Произрастет по всей территории современной Амазонии: в Перу, Бразилии, Эквадоре и т.д. Листья продолговатые, заострённые, супротивные, зелёные, 8-18 см длиной и 3,5-8 см шириной. Цветы 12-14 мм в диаметре и 2,5-3 мм в длину, 1,5 мм в толщину, белые или бледно-розовые. Лепестки 5-7 мм в длину, 4-5 мм в ширину. Тычинки 10 мм, плод – продолговатый орех, 5 мм в дину. Кора имеет шоколадно-коричневый цвет, гладкая. Размножается в основном вегетативно (черенкованием и укоренением побегов), редко цветет и редко плодоносит. Семена крупные, зелёные в раннем возрасте, созревая – коричнивеют. Насчитывается более 100 разновидностей Banisteriopsis, и только 3 из них имеют галлюциногенные свойства: Banisteria inebriens, Banisteria caapi и Banisteria quitensis. Эти разновидности широко используются в айяхуаске.

Сбор и заготовка. Обычно заготавливают траву во время цветения.

Действующие вещества. Основными активными бета-карболинами Каапи являются: гармин, гармалин и тетрогидрогармин, содержащийся в коре, ответвлениях и стволе (B.inebrians). Содержание бета-карболинов в лозе составляет 0.11-0.83%, из них 40-96% приходится на гармин.

Фармакологические свойства. Гарминовые алкалоиды являются сильными ингибиторами моноаминоксидазы (МАО). При попадание в кровь бета-карболины временно ингибируют (нейтрализуют) фермент МАО, ответственный за метаболизм (переработку) аминокислоты тирамина.

Из истории растения. Первые упоминания о ритуалах айяхуаски восходят к доколумбовой цивилизации и даже намного древнее – высеченные картины психеделических видений на древних каменных плитах очень напоминают репродукции современных художников-айяхуаскеро. Удивительно, но до середины 19 столетия европейская цивилизация даже понятия не имела об айяхуаске и подобных ритуалах, пока в 1951 году британский школьный учитель Ричард Спрус не отправился в опасную экспедицию по изучению сельвы Амазонки. Чуть не погибнув от малярии и дизентерии, он стал одним из самых знаменитых этноботаников в мире. Путешествуя по верховьям Рио-Негро – бразильской части Амазонии – Спрус не раз наблюдал ритуальное употребление аяхуаски. В 1853 году он лично пару раз участвовал в ритуалах и много написал о чудесных свойствах айяхуаски в лечении своих болезней.

Но, к сожалению, записи Спруса появились в печати только спустя 55 лет – в 1908 году, и то только благодаря усилиям Альфреда Рассела Уэллса – человека, который одновременно с Дарвином разрабатывал теорию эволюции. После его редакции записи Спруса увидел весь свет. Спрус подозревал, что волшебные свойства айяхуаски обусловлены ее многочисленными компонентами. Хотя из всех видов он особенно отметил роль Банистериопсис Каапи, куски лозы которой он послал в Англию на химический анализ. К сожалению, не восприняв всерьез усилия "школьного учителя", образцы лозы пролежали в архиве более 100 лет, и только в 1966 году они были исследованы на наличие психоактивных компонентов. Причём, даже пустя целый век Каапи сохранила свою первозданную силу и все её активные алкалоиды сохранились, практически не разложившись.

Первое многотиражное издание о использовании аяхуаски было издано в 1858 году и принадлежало перу Мануэля Виллависьенсо, эквадорскому географу. Он описывал ритуалы аяхуаски различных племён Амазонии и цели их проведения: излечение больных, телепатии, предвидение месторасположения противника во время войны, его будущих действий; для защиты от бруджерия (злой магии), излечения порчи и возвращения души пациента – или, например, признания в любви девушки в другом племени на другом конце сельвы.
В это же время были и другие репорты разных исследователей – преимущественно северо-запада Южной Америки: Мартиуса, Кревокса, Ортона, Кох-Грюнберга и других, описывающие ритуалы аяхуаски и некоторые растения, в том числе и Каапи. Но, к сожалению, они были поверхностны и не несли достаточно полезной информации. В начале 20-го столетия появились отчёты непосредственно о роли Каапи в целительных ритуалах айяхуаски от Перу до Боливии.

Применение. Процесс приготовления Каапи. Сначала айяхуаскеро идёт в сельву и, напевая Икарос, просит духов леса не обижаться на него за срезанные растения. Потом, извиняясь перед лозой, он точным движением срезает необходимый по размерам кусок лианы, сворачивает, связывает, кладёт в вязанку и идёт дальше. Когда всё собрано, Каапи пропорционально разрезается и разбивается либо самим айяхуаскеро, либо всеми участниками церемонии. Расщеплённые куски Каапи идут в котёл к остальным ингредиентам.

"Banisteria caapi – лиана, которую считают мужским компонентом аяхуаски и называют "силой". В народе ее называют марири, в церкви Санто Дайме – ягубе. В ее состав входят несколько бета-карболинов, которые являются ингибиторами монаминоксидазы (МАО) и позволяют ДМТ, содержащемуся во втором элементе аяхуаски, оказывать должное воздействие при пероральном приеме. Лозу молотят до тех пор, пока не получится смесь порошка и мякоти. Недавно выяснилось, что Banisteria caapi – не один, а два вида растений – но ботаники, по-видимому, еще об этом не знают. Один из них – это мягкая лоза, известная под названием тукунака и распространенная, главным образом, в более прохладных областях Бразилии. Другой вид – это крупная, иногда ветвящаяся лиана с толстыми "узлами", которая называется каупури и произрастает в бассейне Амазонки. Когда растения пересаживают из одного климата в другой – их отличительные признаки сохраняются, что свидетельствует о генетическом различии этих разновидностей.

Аяхуаска, приготовленная из каупури, вызывает более тяжелые симптомы общей интоксикации, чем продукт из тукунаки. Ее побочные эффекты (рвота, понос, судорожное подергивание глазных яблок и мышечный тремор) могут быть очень сильными, что свидетельствует о большем (или совершенно ином) содержании алкалоидов.
В зависимости от места произрастания, возраста и генетических особенностей опытные айяхуаскерро в разных участках сельвы различают следующие разновидности Каапи: небесная айяхуаска или жёлтая айяхуаска. Эта разновидность Каапи обычно распространена в современных церемониях "mestizo curanderismo" (целителей полукровок от смешанных браков индейцев с европейцами) в Перуанской части Амазонии, где она растёт в диком виде. Получается относительно лёгкая айяхуаска, отличающаяся по действию своими яркими визуальными эффектами и мощным целительным потенциалом. Cielo Ayahuasca – лучшая айяхуаска для неподготовленного пациента.

Ayahuasca trueno или ayahuasca negra (гремучая или чёрная айяхуаска). Этот сорт Каапи отличается своим гремучим нравом и основательной "чисткой". Жёстко воздействует на тело. Используется исключительно в терапевтических (лекарственных) целях, в присутствии настоящего курандеро.
Ayahuasca india или ayahuasca negra (индейская или чёрная айяхуаска). Эта разновидность Каапи собирается исключительно в глубоких джунглях Амазонки – там, где флора не тронута современным человеком. Такая айяхуаска собиралась издревле, ещё до открытия Америки.
Ayahuasca blanca – white ayahuasca (чистая или белая айяхуаска). Эта Каапи используется прежде всего в магических целях – в белой (любовной) или красной (злой) магии. Собирается с молодых побегов. Производит сравнительно более мягкий эффект, чем все прочие разновидности.
Ayahuasca colorada – red ayahuasca (красная аяхуаска). Это очень сильная каапи, используемая самими шаманами, чтобы лечить других или для других целей. Эта разновидность субъективно легче "Чёрной айяхуаски".
Ayahuasca cascabel – rattle ayahuasca (шумная аяхуаска). Эта самая сильная Каапи из всех. Она ветром выдувает вас из тела и надолго уносит в мир джунглей, видений и образов. Возможно, та же "чёрная" или "красная" каапи.

Раньше, когда айяхуаскеро были сильные – аяхуаску пили только они, а пациент лежал и ожидал излечения. У брухо (лекарей) и по сей день считается, что всякая болезнь – это козни колдунов, глазливых людей и злых духов. Поэтому, смысл ритуала брухо сводится к тому, чтобы увидеть причину болезни, виновника болезни и способ её лечения. К сожалению, современные ритуалы частично потеряли свою уникальную магию и редко приводят к излечению тяжёлых болезней. Как правило, теперь шаман угощает айяхуаской всех участников, причём сам пьёт меньше и блюёт раньше.