Мудрец Патанджали, живший во II веке до нашей эры, по крупицам собрал и обобщил многовековой опыт своих предшественников. Это ценное наследие дошло до нас в виде сборников афоризмов под общим названием «Драгоценные четки».
Шива считается первым учителем хатха-йоги
Именно в такой своеобразной форме изложены основные постулаты хатха-йоги, цели которой
определяются следующими восемью ступенями совершенства, а ведь ими непременно
должен овладеть каждый истинный последователь древнего учения:
1) строго соблюдать всеобщие моральные заповеди – яма;
2) заниматься (путем самодисциплины) внешним и внутренним очищением – нияма;
3) посредством физических упражнений (принятие поз-асан) стремиться достичь физического здоровья;
4) научиться контролировать свое дыхание и таким образом управлять потоками праны (общеуниверсальной энергии) как в своем теле, так и за его пределами – пранаяма;
5) уметь управлять своими чувствами (эмоциями) – пратьяхара;
6) научиться в нужный момент сосредотачивать (концентрировать) свое внимание на поставленной цели (задаче) – дхарана;
7) овладеть всеми премудростями созерцания (медитации), направляя свое мышление в необходимое русло – дхъяна;
8) достичь состояния самадхи, то есть слияния с тем по-своему каждым понимаемым абсолютом, о котором уже упоминалось в самом начале.
Асаны
Хотя в наше время уже невозможно игнорировать культурную и оздоровительную ценность приведенных выше правил, современному человеку довольно сложно понять смысл своеобразной философии йогов, а тем более соблюдать столь жесткие требования, предъявляемые к образу жизни. Но теперь, после небольшого отступления, продолжим наш краткий экскурс в области практической хатха-йоги. А поскольку мы уже немного знакомы с пранаямой, обратимся к еще одной наиважнейшей ступени йоги – асане.
Далее Общие правила выполнения асан ►