Как правило, все новое,
необычное вызывает не только живой интерес, но и необъяснимое, захватывающее
ощущение, которое точнее всего можно определить как ожидание чуда. Именно с
желанием ощутить нечто подобное связано ныне чрезвычайно популярное увлечение
культурно-психологическим опытом и традициями народов Востока.
Речь пойдет о культурном наследии Индии – хатха-йоге.
К сожалению, знакомство многих из нас с этими порой прогрессивными и полезными
знаниями завершается прочтением одной-двух брошюр, теперь в изобилии появившихся
на прилавках книжных киосков. Но беда еще и в том, что качество многих из них,
большей частью плохо «скроенных» литературных поделок, желает быть намного лучшим.
А если дать справедливую оценку того, чем наполнено их содержание, то,
за редким исключением, прав окажется современный индийский писатель Мулк Радж
Аманд, который писал, что «в Европе глубоко укоренилась традиционная легенда об
Индии, основанная на некоторых фантастических представлениях о сказочно богатых
магараджах, о столь же сказочно прекрасных баядерках, об охотах на тигров и
слонов, о заклинателях змей, фокусниках, йогах и факирах, спящих на гвоздях, и,
наконец, о мистических таинственных обрядах и обычаях, о глубокой, как бездна,
не поддающейся исследованию душе народа, не доступной пониманию простою
смертного» (Захровский Г. Индия без покрывала. М., 1957).
Действительно, любое упоминание, например о йогах, вызывает неизменное
любопытство, которое поддерживается у нас целым комплексом слухов и легенд. Вот
именно поэтому мы попытаемся рассмотреть реально существующий
феномен йоги не с позиции чересчур экзальтированного «фаната», а только с
практической точки зрения, попутно дав вам ряд советов, которые
действительно помогут укрепить здоровье и поддерживать равновесие духа. Так что
же собой приставляет хатха-йога? Пионерами индийской йоги были мистики и ученые, которые пытались решить
древнейший, как и само человечество, вопрос о соотношении бренности тела и
бессмертия души. (Йога на санскрите буквально означает – связь, единение,
сосредоточение, усилие.) Они пытались найти пути и средства, чтобы проложить
желанный мостик к бессмертию.
В результате многовековых усилий кроме религиозной
и философской систем сложилась и уникальная система психофизиологического
тренинга. Все было использовано творцами йоги: многочисленные опыты с различными
способами расслабления, сосредоточения и дыхания, упражнения физические и
умственные, принятие различных положений тела (поз или асан) и эксперименты с
режимами питания и очищения организма от шлаков, даже соответствующие правила
поведения... И все это с одной целью: соединить индивидуальную душу человека с
абсолютной душой (атман, брахман), под которой в разные времена подразумевали,
кто что желал – бога, истину, космос, свет.
Хотя отцом этой религиозно-идеалистической системы принято считать Патанджали (II
век до нашей эры), истоки практики йогов восходят к магии и эзотеризму ведического
периода в жизни племен, населявших Древнюю Индию. Они верили в таинственную
жизненную энергию (кундалини), которая подобно свернутой в клубок змее дремлет в
нижней части позвоночника человека, где, согласно традиционной индийской
медицине, расположен один из самых важных нервных центров. При выполнении
определенного комплекса упражнений жизненная сила может пробудиться, подняться в
верхние части человеческого тела и соединиться с тем, каждым подразумеваемым
по-своему, абсолютом, о котором упоминалось выше.
Далее Правила познания йоги ►